• К ИСТОРИИ И ЭСТЕТИКЕ ДЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: ОТ «РВАНЫХ БАШМАКОВ» ДО «ЧАСТНОГО ПИОНЕРСКОГО»

    http://uspeh-moodle.tspu.ru/docs/2018/Zastavka_na_kurs.jpg

    http://uspeh-moodle.tspu.ru/docs/2018/Bernatonite.png
    Бернатоните Ада Казимировна,
    заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью ТГПУ, доцент кафедры отечественной истории и культурологии ТГПУ, член гильдии киноведов и кинокритиков России, кандидат искусствоведения

    Курс стартует 01.04.2019
    Учебный материал



    Курс представляет собой введение в мир детского кинематографа в контексте рассмотрения эстетических и исторических реалий кинотворчества. Он предназначен для получения общего представления о литературных, идеологических, художественных и стилистических контекстах, в рамках которых создается кино для детей. Анализ специфики жанра, мировоззренческих позиций, ролевых кинематографических игр взрослый-ребенок, описание технических оригинальных находок, ключевые исторические вехи в процессе создания советского и постсоветского детского кинематографа, - все это Вы найдете в рамках данного курса. В курсе мы не обошли вниманием также современный российский кинематограф для детей, представив его в перспективе тематически-идейного воплощения и направленности на определенную возрастную категорию школьников.

    Формат:
    Курс включает:
    • тематические видеолекции;
    • тестовые задания на оценку (по 12 вопросов к каждому разделу курса);
    • предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса, включающее 48 вопросов.
    Курс рассчитан на 4 недели изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 7–10 часов (в зависимости от сложности раздела). Общая трудоёмкость курса – 2 зачётные единицы.

    Используемые источники и информационные ресурсы:

    http://uspeh-moodle.tspu.ru/docs/2018/kino.pngКарта детского советского кино

    Требования:
    Курс носит вводный характер и рассчитан на широкий круг слушателей, обладающих минимальными начальными познаниями в области советского и российского детского кинематографа: обучающиеся высших и профессиональных образовательных организаций, искусствоведы, культурологи. Требуется минимальное владение представлениями о кинематографическом процессе и о месте в нем детского кинематографа. Данный курс может представлять интерес как для любителей кино, так и для профессионалов - искусствоведов и культурологов.

    Программа курса
    Раздел 1. Жанровая природа детского кинематографа.
    1. 1. Киносказка и ее роль в формировании кинематографического восприятия ребенка.
    1.2. Специфика жанра приключения в детском кинематографе.
    1. 3. Жанр фантастики в советском детском кинематографе.
    1.4. Фильмы о школе: коллективистская идеология или проявление индивидуальности.

    Раздел 2. Специфика создания образа в детском кинематографе.
    2.1 Роль фантазии и механизмы ее функционирования в фильмах для детей.
    2.2. Время и пространство в детском кинематографе.
    2. 3. Персонажи-взрослые в детском кинематографе.
    2. 4. Персонажи-дети в детском кинематографе.

    Раздел 3. Морально-нравственные императивы в детском советском кинематографе.
    3.1. Идейно-тематическое единство как воплощение нравственных ориентиров в детском советском кино.
    3.2. Семья как ценность и семейные ценности в детском советском кино.
    3.3. Поступок как принцип противостояния обстоятельствам в детском советском кинематографе.
    3.4. Образ героя в национальном детском кинематографе республик СССР.

    Раздел 4. Специфика картины мира в современном детском кинематографе.
    4. 1. Наследование советской традиции или изменение системы координат в современном детском кино.
    4.2. Ключевые мотивы фильмов для детей младшего школьного возраста.
    4.3. Современный детский кинематограф для детей среднего школьного возраста: спектр проблем и возможные варианты решения.
    4.4. Детский кинематограф для детей старшего школьного возраста.

    Итоговая аттестация.

    Результаты обучения (что в результате обучения обучающиеся будут ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ):
    В результате освоения курса, обучающийся способен:
    - ЗНАТЬ основные эстетические и идеологические принципы, лежащие в основе детского советского кинематографа;
    - УМЕТЬ осуществлять анализ фильма в зависимости от контекста времени, и эстетики в которой он снят;
    - ВЛАДЕТЬ первичными навыками написания рецензий и обзорных статей по вопросам детского кинематографа.

    После освоения курса слушатели могут:
    - владеть основной терминологической базой, имеющей отношение к жанровой и технической специфике детского кинематографа;
    - организовывать кинопросмотры с обсуждением и анализом фильма;
    - работать с фильмом, как с составляющей кинопроцесса, понимая его место в истории кино и структурные элементы;
    - анализировать кинопроцессы, имеющие отношение к детскому кинематографу;
    - понимать специфику жанров в детском кино и то, чем их жанровая функциональность отличается от кино для взрослой аудитории;
    - ориентироваться в идеологическом, историческом и стилистическом измерениях советского кинематографа для детей;
    - быть в курсе тех кинопроцессов, которые характерны для современного детского кино;
    - использовать навыки анализа фильмов для потребностей образовательного процесса в области изучения культуры и эстетики;
    - реализовывать проектную деятельность, связанную с пропагандой кинематографа для детей, как советского, так и современного;
    - понимать закономерности исторического развития, специфику, статус кино в историко-культурном контексте;
    - выполнять научные исследования и разработки в области детского кинематографа, владеть основными приемами поиска и аналитической обработки данных о фильмах и кинопроцессе;
    - представлять итоги проделанной аналитической работы в виде лекций и показов с обсуждениями;
    - создавать педагогические условия для успешного личностного становления обучающегося, в том числе, через изучение истории детского кино, способствовать повышению уровня его осведомленности, стимулировать его желание смотреть детские советские и современные фильмы и анализировать их.

    Для каких направлений подготовки, прежде всего, предназначен курс:
    Направления подготовки/специальностей
    55.05.05 Киноведение
    51.03.03 Социально-культурная деятельность
    50.03.04 Теория и история искусств
    51.03.01 Культурология
    45.03.01 Филология
    46.03.01 История
    44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
    44.03.01 Педагогическое образование
    50.02.01 Мировая художественная культура